Каким будет бюджет украинской армии в 2018 году
В Украине начали обсуждать оборонный бюджет на 2018 год, пишет КиевПравда. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова, он должен составить не менее 5% от ВВП, то есть порядка 162,7 млрд грн. Из них на нужды Минобороны планируется выделить приблизительно 74 млрд грн. По словам члена Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрия Тымчука, одной из главных задач для Минобороны будет потратить эти деньги, поскольку из-за бюрократических процедур гособоронзаказ на 2017 год выполняется с трудом. В Минобороны с этими словами не согласны, уверяя, что сотни контрактов уже подписаны.
Чтобы армия была сильной
На днях в СНБО обсуждали оборонный бюджет на 2018 год. Как сообщил секретарь СНБО Александр Турчинов, финансирование оборонного сектора в следующем году составит не менее 5% от ВВП.
“ | "Эта позиция становится уже аксиомой для бюджетной политики нашего государства", — уточнил Турчинов. |
По его словам, финансирование будет происходить по общему фонду (то есть
напрямую из бюджета), который будет составлять около 156 млрд грн. Специальный фонд (который формируется за счет определенной хозяйственной деятельности министерств и ведомств) будет формироваться исключительно на основании предложений силовых министерств и ведомств и составит около 6,3 млрд грн. "То есть общее финансирование должно быть не менее 162,7 млрд грн (в 2017 году было 134,5 млрд. — Авт.)", — пояснил секретарь СНБО.
Александр Турчинов также отметил, что при формировании бюджета нужно учитывать увеличение денежного обеспечения наших военнослужащих.
“ | "Прежде всего это касается повышения должностных окладов и окладов по воинскому званию", — сказал он. |
О том, в каких объемах планируется повысить денежное обеспечение, Александр Турчинов не уточнил.
Ранее стало известно и о том, сколько денег планируется выделить на нужды непосредственно Министерства обороны.
“ | "Если на этот год нам был предусмотрен финансовый ресурс на уровне свыше 64 млрд грн, то в следующем году будет на 10 млрд грн больше", — сообщил на пресс-конференции в июле первый заместитель министра обороны Украины Иван Руснак. |
Таким образом, украинская армия в следующем году может получить около 74 млрд грн.
Говоря об оборонном бюджете, Александр Турчинов имел в виду средства, которые будут направлены на финансирование всех силовых структур — Минобороны, МВД, СБУ, и т. д. Источники в Минобороны поясняют, что оборонным бюджетом следует считать только те средства, которые идут непосредственно на нужды Вооруженных сил. Тем не менее официально в военном ведомстве довольны той суммой, которую планируется выделить в будущем году.
“ | "Бюджет на следующий год будет достаточным для того, чтобы сделать важный шаг вперед и достичь максимальных результатов в реформировании Вооруженных сил, перевооружении, оснащении, подготовке", — заявил министр обороны Степан Полторак. По его словам, в настоящее время создается современная инфраструктура учебных полигонов, центров по всей Украине, которые отвечают стандартам НАТО, с возможностями обучения, отдыха и подготовки. "Все, что сегодня есть в Украине, направлено на то, чтобы армия была сильной", — отметил министр обороны. |
Как менялся военный бюджет
Если в 2018 году армия действительно получит те 74 млрд грн, о которых говорил Иван Руснак, то это будет самый большой бюджет Минобороны за последние три года, да и вообще за всю историю независимости.
Вообще, начиная с 2014 года, в связи с российским военным вторжением и боевыми действиями на Донбассе, расходы на нужды ВСУ только росли. Так, в 2014 году они составили около 27 млрд грн, в 2015 году — около 50, в 2016 — 58, а государственным бюджетом на 2017 год предусмотрено 64,4 млрд грн.
В реальности эта сумма может оказаться и большей, поскольку в начале августа президент Петр Порошенко подписал изменения в государственный бюджет текущего года, которые предусматривают выделение дополнительных 6 млрд грн на финансирование нескольких важных направлений в оборонном секторе Украины. Эти деньги были конфискованы у некоторых высокопоставленных чиновников предыдущей власти и должны быть направлены, в частности, на строительство завода по изготовлению боеприпасов, а также на приобретение новейших образцов вооружения, включая танки "Оплот".
Впрочем, 74 млрд может и не хватить для нормального функционирования армии. Как сообщала "Сегодня", еще на 2017 год Минобороны просило 108 млрд грн финансирования при критической потребности в 85 млрд, а мировой опыт говорит о том, что потребности армии должны рассчитываться по формуле млрд на 100 тыс. военнослужащих. А поскольку численность ВСУ составляет около 250 тыс. человек, легко подсчитать, сколько денег на самом деле нужно нашей армии — млрд, или 650 млрд грн.
Понятно, что повышение финансирования — это в любом случае хорошо. "Оно указывает на то, что будут четко соблюдены социальные гарантии в плане повышения зарплат военнослужащих, увеличение ассигнований на ремонт и модернизацию боевой техники, а также проведение учений, улучшающих боевую подготовку. Это наиболее актуальные вещи в условиях агрессии. Теперь задача Минобороны — освоить эти деньги на 100%", — заявил главный редактор сайта "Информационное сопротивление" Юрий Карин.
Вопрос о том, как тратить деньги, пожалуй, настолько же актуален, как и их сравнительно небольшое количество. По словам члена Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрия Тымчука, военные на передовой на четвертый год войны не могут получить современное оружие из-за того, что в стране не выполняется государственный оборонный заказ. Одна из причин — это бюрократический фактор при реализации уже утвержденного госзаказа. "Даже при утверждении заказов новых образцов вооружений из-за затягивания подписания договоров на производство техники военные не получают эти вооружения вовремя", — отмечал Тымчук.
По его информации, в 2016 году госпредприятия начали работать над гособоронзаказом в мае. А в 2017 году работа не начиналась по состоянию на начало июля: "В результате в І квартале 2017 года было изготовлено всего 5% заказанной техники".
Как отметил Тымчук, это приводит к тому, что новые бронетранспортеры БТР-3 не приняты на вооружение и не могут быть включены в гособоронзаказ, хотя они уже давно используются Нацгвардией и активно эксплуатировались во время самой горячей фазы конфликта на Донбассе. Сотни производственных предприятий, на которых работают около 80 тысяч специалистов, сейчас загружены работой едва ли не на треть, и сотрудники этих предприятий "пребывают под угрозой отсутствия денег на зарплату".
“ | "В этом году для нужд ВСУ закуплено около 300 новых и моденизированых образцов вооружения и военной техники. С начала года личному составу выдано 17 тысяч комплектов бронежилетов, 16 тысяч кевларовых шлемов, 220 тысяч пар обуви и 23,5 тыс. спальных мешков", — заявил спикер Минобороны Максим Праута. |
В Минобороны парируют, что в рамках оборонного бюджета-2017 уже подписало около сотни контрактов на сумму 4,5 млрд грн.